Не, я прекрасно понимаю, что прокатный стан - это не просто устарело. Это вообще - прошлый век и предания старины глубокой. Мезозойская эра по сравнению с криптомайнингом, блокчейном и вот-вот почти что построенным гиперлупом Илона Маска. Примерно, как добыча нефти и газа по сравнению с производством Айфонов и Айпадов. Позапрошлый век, одним словом. Просто сравнить - великолепный 10-й Айфон и барель вонючей нефти - понятно, что дороже. Особенно, когда в нефти недостатка нет и батареи горячие.

 

Или вот если сравнить блокчейн и майнинг криптовалют с архаичным металлургическим производством? Сразу же понятно, где прогресс, а где отсталость и прошлый, если не позапрошлый век. Как говаривал почтальон Печкин - мы почему такие злые были? Потому что у нас компьютеров и планшетов не было. И интернета не было. А был у нас стан горячей прокатки тонкого листа 1680 на "Запорожстали". Как первая любовь в 22 года.

На заглавной картинке - это не он, хотя и похож. Просто проход в другую сторону был, но дело не в этом. Остальное все в точку, даже валки, под перевалку подготовленные. Я про другое..

Сейчас часто популярно рассказывают, дескать, как повезло России с нефтью и газом, которые, по мнению "ыкспертов" - не требуя никаких усилий, сами попадают в трубу и так же самостоятельно перекачиваются за границу, принося вожделенную валюту. Не, я не против "ыкспертов", я даже хотел бы, чтоб так все и было. Однако опыт, тот, который сын ошибок трудных и прочих прое**ов, подсказывает, что не настолько все молочно, кисельно и радужно. Впрочем, что можно вообще объяснить нынешнему поколению менеджеров, в лучшем случае - среднего звена. Хотя, если отталкиваться от исконного, а не ругательного значения слова "менеджер" - управлять, то в 1985 году мы, выпускники ЖдМИ (не ругательство), приехавшие по распределению на "Запорожсталь", были именно менеджерами.

Тогда нормально, а сейчас очень удивляюсь, по прошествии лет. Каким образом нас, ещё вчера сидевших за партой, вот просто взяли и поставили руководить основной производственной цепочкой всего завода. Не! Понятно, что за нами смотрели и поправляли и отменяли решения - это нормально! Но вот то, что мы, 22-х летние выпускники, руководили металлургическим переделом, начиная с мартена и заканчивая отгрузкой готовой продукции на металлургическим  комбинате "Запорожсталь" - это сейчас для меня дико. Потому как нынешнему молодому специалисту страшно поручить завязать себе шнурки. Но тем не менее - по порядку.

Планово-распределительное бюро (ПРБ) металлургического комбината "Запорожсталь" в 1985-86 годах было не очень престижным местом работы, поэтому должности в нем достались нам, тогдашним выпускникам Ждановского металлургического института. Оно, бюро, представляло собой довольно просторную комнату, с двумя письменными столами (которые наверняка помнили товарища Сталина), и несколькими телефонами. Я отлично помню их эбонитовые трубки, наполовину стёртые ушами предыдущих поколений.

Ещё были коричневые папки, в которых находились заказы. Эти заказы мы должны были выполнять. К примеру - на листе "ноябрь 1988г" была запись о том, что, к примеру, Крюковский колесный завод хочет получить  2 вагона металла соответствующей марки. Если заказ помечен меткой "НР" - его необходимо выполнить в первую очередь. По возможности, конечно. Потому что ежедневный (и еженощный)квест, называемый "плановое производство", не давал абсолютно никаких гарантий.

Итак, исполненный идеей выдать нужного железа для Крюковский колёсного завода, примерно в 16 часов, уворачиваясь от составов с изложницами, я выдвигаюсь к мартеновскому цеху. С целью передать ПЛАН. Не тот план, что вы подумали, а тот - какие марки стали им плавить в ближайшие сутки, и в какие изложницы, соответственно, их разливать. Ну, чтоб как минимум Крюковский колесный завтра получил свое железо. На данном этапе от мартена немного надо - просто сварить сталь определенной марки, чтоб в ГОСТ влазила, и разлить в изложницы определенной ширины - чтоб потом на определенную ширину прокатать можно было.

Раздав эти нехитрые пожелания и надеясь на хорошее, уходишь домой. О том, что будет завтра (а оно обязательно будет), думать в этот момент совершенно не хочется. 

Огромное счастье, что в те времена не было мобильной связи - поэтому о ночных событиях узнаешь только утром.

Мартен честно пытался сварить сталь для Крюковского колёсного - тут его не упрекнуть. Залили чугун, закинули лом - и часа 2 все шло, как положено. Ровно до тех пор, когда надо было закинуть ферромарганец или ещё чего-нибудь хитрое и легированное. Кран остановился вдруг, неожиданно, ни туда, ни сюда, пролет перегородили. Пока ремонтировали - углерод выгорел, на колеса сталь уже никак, печаль. Но можно было ещё хорошую углеродистую дать, качественную. Но и тут облом - чугун оказался паршивый - серы и фосфора повышенное содержание. Поэтому, без вариантов - наутро 210 тонн дерьма стали некондиционного состава, которую никто не ждал.

Тем более - ее прям щас уже выпускать надо. да-да, именно в те изложницы, которые для колёсной стали приготовили. А шо делать ,- других-то и нет поблизости, не думали же, что так получится.

Итак наутро нас встречает 3 вагона железа неожиданной марки, которые готовится прокатать обжимной стан (слябинг). Пока он ещё готовится, с утра пришедший молодой специалист судорожно перелистывает свои папочки, пытаясь представить, кому он продаст то чудо, которое сварили ночью доблестные сталевары. Тем временем звонит прямой провод диспетчера слябинга, и он требует указать, на какой размер нужно прокатать то, что сварили ночью. Ему вообще по-барабану - как скажешь, так и сделают. А тебе нужно как бы пристроить конкретно, к заказчику.

 В то время слово "квест" не знали - все это называлось совсем по-другому.

Значит, исходные позиции такие - ночное говно разлили в определенный тип изложниц ( ну, то что было приготовлено для колёсной марки). Из каждого типа изложниц (соответственно - слитка) можно получить заготовку определенной ширины (плюс-минус). Если хорошо попросить операторов слябинга, можно сделать немного поуже - но это крайний вариант, и они не обязаны. Короче, выбираем золотую середину, а сами продолжаем думать, куда пристроить данное железо.

Хотя сейчас это выглядит проблемой, но ещё ни одна партия металла не задержалась на участке отгрузки надолго. все и всегда находит своего хозяина. Просто хочется, чтоб без скандала, красиво и естественно. Получить, так сказать, удовлетворение.

И вот - вуаля! Ты придумал, кому отдать это тухлое железо, как его прокатать. Ребятам на стане, конечно, напрячься, придется, ширина на грани, ну, так не впервой! Отлично! Осталось только с заказчиком договориться - серы в металле многовато. Так зато в начале месяца заказ отгрузим - любо-дорого же, не?

-Конечно, да! Спасибо дорогой, у нас линия простаивает уже без заготовки.

-Ну, замечательно, ждите...

Шооо? Та, блин.. Как не можете, всегда могли.. А, перевалка скоро, ясно.. Не судьба, значит. Плохой день. Не смогло ПРБ железо продать, придется прямо на отгрузке торговать.

Кто-то да возьмёт.

Страна большая.

Дел - непочатый край.

1985-1988гг.

 

Добавить комментарий