#Врезка# Надоело писать о тривиальных вещах, типа путешествия по России на автомобиле. Едешь себе и едешь, и ничего интересного не происходит. Едешь, встал, поспал, поел  - поехал дальше. Ничего интересного. То ли дело - путешествие в Страну Запрещенных Одноклассников. #/Врезка#

От российского Таганрога до украинского Мариуполя – около 90 км неплохого шоссе, пролегающего по берегу моря. Час, или около того , если брать по времени, на хорошей машине. Так было до украинской войны.


Нынче бывший прямой путь через Новоазовск, когда-то очень оживленный, является тупиком. И вся нехитрая придорожняя инфраструктура – мотели, кафешки и прочие радости путешествующих из Краснодарского края на Украину и обратно – вот уже 4-й год находится в коматозном состоянии.
Хотя, зона АТО, разделившая российский Таганрог и украинский Мариуполь, для жителей последнего, теоретически, является проходимой. Для прямого проезда мимо многострадального Широкино и через Новоазовск, местному украинцу необходимо получить пропуск в специальной конторе при военно-гражданской администрации. С этим пропуском выпустят на территорию ДНР, а затем, уже без проблем, и на российскую территорию, по простому тризубому паспорту и миграционной карточке, как обычно.
Российских граждан по такой схеме на Украину не пропускают. То есть – на территорию ДНР – без проблем, а дальше никак.
Таким образом, россиян, желающих попасть из Таганрога в Мариуполь, вместо часовой автомобильной прогулки по прибрежному шоссе ждёт захватывающее двадцатичасовое путешествие с посещением тылов украинской армии, мужественно противостоящей гибридной агрессии СамиЗнаетеКого.
Экскурсионные туры Краснодар-Мариуполь, а также в другие города Украины действуют ежедневно. Автобусы, естественно, все украинские. Ездить в Новую Европу российские перевозчики почему-то опасаются. Стоимость тура из Ростова, которым воспользовалась наша экспедиция – 2100 рублей. Комфортабельный автобус, водители – лучшие представители мариупольской общественности. Терпеливые и благожелательные, как воспитатели в младшей группе детского сада. За это им респект и уважуха. А за все остальное – не они в ответе.
Да, так вот – подсаживались мы в автобус Краснодар-Мариуполь в Ростове -на – Дону. Все такие хохляцкие автобусы, естественно, на автовокзал не заезжают, а паркуются возле автозаправки “Роснефть”, которая к нему примыкает и подбирают пассажиров прямо с тротуара.
Конечно, прибыли на место посадки заранее. Сидим-ждем. Город большой, народу много, место бойкое – неподалеку выгружаются пригородние электропоезда, пассажиры мимо пролетают.
Два бойца неподалеку беседуют. Громко. Несмотря на общий шум – почти все слышно. Не армейцы, судя по всему – из ЛДНР. Оба в камуфляже, в берцах, с вещмешками, без знаков различия. Один постарше, почему-то - в тактических перчатках с обрезанными пальцами и какими-то невнятными медалями на груди. Другой - совсем молодой, лет 25-ти, высокий, худощавый и черноглазый.
Непонятно, были они знакомы раньше или познакомились прямо здесь. Обсуждали какие-то военные дела, общих знакомых, денежные вопросы и прочее. Слышно было далеко не все, но из интересного – молодой говорил – “ все идут ради денег, только ради денег!” Про кого он это утверждал – не разобрал. “Первый раз по 50 долларов мы получили в январе 2015 года”, затем подробно описывал последующие денежные поступления. Я так прикинул – на заводе или в шахте было бы гораздо доходнее, если что.
После этого живо обсуждались преимущества и недостатки службы в тех или иных подразделениях. Мол, “если хочешь участвовать в замесах” (“замес”, очевидно, -идиоматические обозначение боевых действий), то надо служить в таких-то подразделениях, там и риска больше, но и денег тоже. Если просто стоять на блок-постах, будет спокойнее, но -денег меньше.
Также случайно оказавшиеся неподалеку ростовские обыватели могли узнать, что рядовой милиции ЛДНР получает зарплату 15 тыс. рублей, а сержантский состав – 19,5... В-общем, правда это или нет, но, как говорили во времена сталинской демократии – “болтун – находка для шпиона”.
Долго ли, коротко ли, наконец, подкатил наш автобус, едем. Поездка по российской территории прошла в темное время суток и ничем примечательным не запомнилась. Выбрались из Ростова, встали на федеральную трассу М-4 “Дон” и катились до самого поворота на Богучар. Несмотря на ночное время, трасса очень оживленная, а на встречных полосах даже пробки стояли, из желающих добраться до морских берегов.
Затем свернули в сторону Кантемировки, и примерно в третьем часу ночи прибыли на международный автомобильный пункт пропуска Бугаевка, совершенно безжизненный в столь поздний час.
Технология досмотра и пропуска через границу на российской и украинской стороне существенно различается.
Проснувшись от прибытия нашего автобуса, российские пограничники немедленно открыли две кабинки паспортного контроля и запустили ленту со сканером багажа. Который, естественно, пришлось полностью вытащить из багажных отсеков. Одновременно, разбуженная и очевидно недовольная этим обстоятельством, служебная собака, тем не менее, тщательно обнюхивала сумки, прошедшие сканер и выставленные хозяевами в аккуратный ряд. Все это действо происходило довольно споро, без задержек, и отняло максимум полчаса. Это совсем немного, если учитывать, что в автобусе было более чем полсотни человек.
Погрузив вещи обратно в багажник, мы двинулись на украинскую сторону пограничья. Здесь обстановка была победнЕе – вместо солидного помещения стояла некая сторожка для работы личного состава. Поместиться там всей нашей толпой мы не смогли бы при всем желании. Да этого и не требовалось – два бравых украинских пограничника сами вошли в автобус и тут же начали собирать паспорта, одновременно, в свете фонарика, сверяя личности с фотографиями. Тут оказалось, что в автобусе едут почти одни украинские граждане. Троим россиянам, случайно затесавшимся в эту национальную общину, было уделено особое внимание.
Внимательно просмотрев загранпаспорта, ключник сразу потребовал так называемое “приглашение”. Если кто ещё не знает – для того, чтобы въехать на Украину, гражданин России должен иметь приглашение от гражданина Украины, обязательно с такой же фамилией. Не обязательно родственника – можно найти однофамильца. В этой бумаге, заверенной нотариусом, указывается, что приглашающая сторона обязуется тебя кормить, поить и воспитывать. А в случае депортации – оплатить дорожные расходы.
Короче, все как у серьезной европейской страны. Тем более, что теперь, после явления св. равноапостольного Безвиза, необходимость этого документа вообще не должна вызывать ни малейшего сомнения.
Да, так вернёмся на украинскую границу. Удовлетворившись предъявленным “приглашением”, сильно круглолицый укропогранец дособирал остальные паспорта и скрылся с ними у себя в каморке за нарисованным очагом.
А тем временем на авансцене появилась другие действующие лица, а именно – украинская таможенная служба, в лице двух помятых пожилых мужичков с бирками на шеях. Многострадальные шмотки опять вытащили из багажников, распахнули молнии и развязали бельевые веревки, а эти двое пошли по сумкам – где просто смотрели, где щупали сверху, а у одной дамы, у которой поверх вещей вызывающе лежал купальный костюм, так просто перетряхнули всю сумку. Там ещё нашлось кое-что из женского белья, а мужичок-таможенник как-то оживился, даже глаза загорелись. Впрочем, может, мне и показалось, чего наговаривать.
Не прошло и часа, как погранец вернул всем паспорта. Но ролевые игры с документами в этот день ещё не закончились. Как только все получили паспорта, водитель тут же снова их собрал и отнес теперь уже таможенникам, которые якобы пробивали их по каким-то своим базам. Какие там могут быть базы, если им даже сканера не могут поставить, я не знаю. Но эта “проверка” продлилась ещё минут 40. Уже совсем рассвело, когда двинулись дальше.
Ну, как двинулись – можно сказать, поскакали. Потому как, то, что на Украине называют дорогами, можно использовать только в качестве полигона для испытаний техники на выносливость. Это даже не страшно – это ужасно. Вспученный, вздыбленный асфальт, ямы, в которые полностью помещается колесо средней легковушки, перемежаются с зубодробительной гребенкой. И вся эта радость тянется километрами, которые наши рачительные драйверы проезжают на скорости 10-15км/час.
Апофеозом этого безумного ралли, на особенно жестоком участке, стало горестное стенание водителя – “Эххх, Европушка ты мояяяя”. И столько было в этих словах безнадёжности и, одновременно, любви, что три передних ряда пассажиров зарыдали.. Ну ладно, тут я приврал – заржали просто.
Из населенных пунктов особенно запомнился первый, в котором сделали длительную остановку – Старобельск. Восемь часов утра, совершенно пустая площадь, очевидно, выполняющая функции автовокзала. Подъехавший на жёлтой “копейке” мужичок, исполняющий одновременно функции пункта обмена валют и дилера сотовых операторов.
Однако, после нескольких часов, проведенных в автобусе, людей, в первую очередь, интересовали более приземлённые вещи. В частности, туалет. Так что первые, кто разминая кости, выскочил из салона, взяли указанное направление и полетели именно к нему.
Если честно, такого в своей, довольно продолжительной жизни, я ещё не видел. Во-первых, как в любом приличном городе, тем более - теперь европейском, туалет был платным, но именно на этом сходство с Европой и заканчивалось. Потому что заведение состояло из двух “двухочковых” дощатых сооружений, расположенных на расстоянии примерно 20 метров друг от друга и обозначенными, соответственно, буквами “М” и “Ж”. Дальнее от площади сооружение находилось в аккурат на границе чьего-то огорода.
В начале узкого прохода стояла селянка и аккуратно собирала со всяк туда входящего по 2 гривны. Считаю, что не сильно и дорого за испытанное потрясение. Ещё надеюсь, что расстояние между мужской и женской зоной соответствовало каким-нибудь европейским стандартам.
Всего, от государственной границы до места назначения предстояло преодолеть не только сотни километров полностью усталых дорог, но и 11 блокпостов, которыми защитилось молодое демократическое государство от гибридного путинского вторжения.
В связи с этим, после возврата документов таможенниками, водила не стал их раздавать владельцам, чтоб не терять зря времени на ближайших блок-постах. Так что процедура прохождения первых трёх блок-постов заключалась в том, что водила нес пачку паспортов куда-то на проверку, примерно через полчаса возвращался с ними обратно, и обоз продолжал движение.
Через какое-то время водила окончательно раздал паспорта, а процесс прохождения неприступных блок-постов выглядел примерно так:
Дождавшись сигнала, автобус подъезжал в военному. Водила заявлял, что в автобусе только женщины и пенсионеры, что, в принципе, почти соответствовало действительности. После этого, как правило, нас пропускали без всякого досмотра. Несмотря на провокационную табличку «Краснодар – Мариуполь» на лобовом стекле.
В-остальном, более ничего не напоминало о войне. Все то же печальное передвижение по сильно убитым дорогам, пыльные города и деревни. Рубежное – Славянск – Краматорск – Селидово – Волноваха. Выехали, наконец, на трассу Мариуполь-Донецк, когда-то образцово-показательный украинский (советский) автобан. Ныне, конечно, тоже сильно уставший, как и вся украинская инфраструктура.
Мариуполь обозначился, как и обычно, заводскими дымами на горизонте. По этим дымам сведущие люди примерно представляют, чем живёт город. Не в смысле, какая именно власть сегодня в городе рулит, а – в плане, какие предприятия сегодня работают. Те, настоящие, которые испокон веку вдыхали в город жизнь и смысл.
Беглый осмотр показал, что не работает аглофабрика, в лучшие времена первая встречающая приезжих рыжими «лисьими хвостами». Если иметь в виду, что агломерат – одно из самых необходимых составляющих металлургического процесса, то общая картина вхождения Мариуполя в Европу подтверждала самые пессимистические экономические прогнозы. Впрочем, если исходить из тезиса, что металлургия – суть, тяжёлое наследие советской оккупации Украины, то постепенное избавление от этого наследия – один из этапов неуклонного движения страны в европейскую семью народов.
Этот тезис невольно подтвердил памятный знак «Сталевар», вот уже десятки лет встречающий гостей Мариуполя, въезжающих в город со стороны Донецка. Одетый в яркую, расово-правильную вышиванку, он как-бы намекал, и даже предупреждал, что мы въезжаем в Страну Запрещенных Одноклассников, святого Безвиза и европейских ценностей, про которые, возможно, не знают и в самой Европе. 

 

Продолжение следует...