1. Сон среди майского снега.

В этот раз все было не так, как в прошлом году. Хотя и очень похоже. То же лето, тот же отпуск, тот же автомобиль. Даже компания прошлогодняя - тоже была в наличии.
Только весна в этом году была затяжная.

За неделю до поездки в город насыпало снегу сплошняком. А поскольку многие (я – в том числе), обманутые стоящей накануне теплой погодой, переобули свои самоходные коляски в летнюю резину, то с неделю пришлось никуда не выезжать. Чисто, чтобы не искушать Судьбу перед дальней дорогой.
Однако, перед отъездом вся “няша” благополучно растаяла, а асфальт даже успел почти полностью просохнуть, поэтому отбытие в полуторамесячное путешествие прошло достаточно буднично и незаметно для жителей нашего оазиса, затерянного среди бесконечной сибирской тайги.
Кто знает про Белоярский, может пару следующих абзацев пролистать по-диагонали. Для остальных коллег сообщу, что наш славный город находится где-то на севере Ханты-Мансийского автономного округа, в паутине газопроводов, по которым природный газ, добытый на Ямале, перекачивается в сторону просвещенной Европы, которая ещё не научилась его добывать. Собственно, Белоярский возник в своё время, как приложение к этим трубам. Вернее – к газоперекачивающей компрессорной станции, расположенной на его территории.
Поэтому, изначально, вся жизнь и инфраструктура Белоярского была подчинена именно этой цели – обеспечить перекачку голубого (тьфу, блин) топлива с Севера на Юг. Ещё в начале века в городе не было асфальта, не говоря уже о прочих благах цивилизации, характерных для “большой земли”. Да и добраться до этой самой “большой земли” из Города было изрядной проблемой.
До ближайшей железнодорожной станции – 200км: зимой – зимника, летом – по реке, в межсезонье – как в песне: “только самолётом можно долететь”. Но даже в те былинные времена народ умудрялся ездить в летние отпуска на автомобилях.
Старожилы рассказывают, что раньше, погрузившись на баржу в Белоярском, мои земляки, вместе со своими автомобилями, шли по рекам трое суток до самого города Ханты-Мансийска. Этих легендарных заплывов я лично уже не застал. Зато прекрасно помню, как грузились отпускниками баржи до Приобья. А это всего-навсего – только сутки ходу. По нашим меркам - даже заскучать по дороге не успеешь.
Но все это уже в прошлом. Теперь приличная асфальтированная дорога тянется на расстояние километров в 40 от города, заканчиваясь в точке выезда на будущую федеральную трассу. Во всяком случае, на всех современных картах этот участок дороги уже оптимистично обозначен, типа, федеральной трассой Андра-Надым.
На самом деле, со времён, когда на этом перекрестке стоял предупреждающий баннер “Дорога является собственностью Газпрома. Проезд личного транспорта запрещен”, мало что изменилось. Разве что – в худшую сторону.
В связи с продолжающейся уже несколько лет тяжбой по передаче этой дороги в федеральную (или типа того) собственность, Газпром почти прекратил ее ремонтировать и поддерживать в приличном состоянии, как раньше. Федеральные структуры, в свою очередь, не могут взять ее на баланс из-за того, что она не соответствует нормам по ширине. То есть – имеет в ширину только 3 плиты, а надо бы, минимум, 4.
Короче говоря, километров 40 такой дороги – не самое приятное путешествие. Особенно, для автомобильной подвески.

 

trav1 512x384

 

В данном случае – это лучший участок трехплитной дороги на Лыхму. Несмотря на видимую благостность, на ней нельзя расслабляться ни на секунду, без риска влететь в небольшую ямку глубиной с полколеса.
Слава богу, такое “счастье” длится недолго, и ближе к Лыхме дорога расширяется сначала до четырех плит, а затем и вовсе переходит в великолепный асфальтированный автобан до самой Андры, куда мы подъезжаем в седьмом часу вечера, с намерением погрузиться на 20-тичасовый паром, который должен переправить нас в Приобье.

 Переправа на пароме – это отдельная песня, особенно, в последнее время. Так случилось, что в последнее время наш городок переживает колоссальный потребительский бум. То есть, известные торговые сети, такие как “Монетка”, “Красное и Белое”, окормив свою паству на “большой земле”, обратили свои взоры на земли коренных индейцев  Севера. И начали натуральную продуктовую экспансию (о чем я уже писал некоторое время назад).
Естественно, самым дешёвым способом доставки оказался автомобильный транспорт – и потянулись на север вереницы фур , фургонов и фургончиков с цветастыми логотипами, сильно омрачая жизнь местных предпринимателей отпускными ценами на продукты питания.
Естественно, что самым узким местом на всем “северном пути” оказалась паромная переправа через Обь. Если раньше попасть на паром не представляло никакой трудности, то с некоторых пор это превратилось в сущую проблему. Индивидуальному предпринимателю, хозяину парома, экономически выгодно грузить, в первую очередь, крупную технику. Которой, как я уже говорил, стало очень много. Легковые машины грузятся в последнюю очередь и по остаточному принципу. Поэтому на переправе можно застрять – и надолго. И ничего не поделаешь – капитализм, мать его. Вернее, звериный его оскал.
Однако, на этот раз повезло, поэтому около полуночи первого дня мы уже съезжали на песчаный берег невдалеке от обьездного шоссе поселка Приобье.
Стояла тихая белая ночь. Ну, как “белая”.. Если честно, я надеялся, что будет гораздо белее. Все-таки, конец мая на дворе, да и по предыдущим поездкам вроде как помнилось, что должно быть светло на улице.
Может что-то в природе поменялось, или память оказалось ложной, но как-то уж очень темно вокруг было. А я сильно не люблю по темноте ехать. Ну, вот просто вообще – не нравится мне. Однако, решили потихоньку ехать.
И вроде сначала дело пошло – до Нягани, 50км промахнули на одном дыхании. Тем более, дорога отличная – катишь себе по разметке между осевой и обочиной, даже дальний свет включать не надо. После Нягани стало потруднее – ещё больше стемнело, разметка тоже осталась в прошлом, а количество ям, наоборот, увеличилось.
В-общем, решили не искушать Судьбу, а остановиться прямо на обочине , переждать часа полтора-два, до рассвета. Заодно, и подремать, конечно, чтобы зря времени не тратить. Откинутое сиденье, не совсем любимый диван, но тоже ничего...
И если мы засыпали под начинающий капать дождь, то проснулись от какого-то странного шуршания. Не открывая глаз, несколько минут пытался определить его природу, но быстро сдался и приподнял голову. Стекла полностью запотели, в салоне царили предутренние сумерки, а лобовое стекло было наполовину засыпано чем-то белым.

trav3 512x384

 

trav4 512x384

Конечно, как можно было не догадаться, что 28 мая вполне может пойти снег. Невзирая, естественно, на нашу летнюю резину. Впрочем, переживали мы напрасно, потому что нулевая температура за бортом, всё-таки, не позволяла образовываться гололёду, поэтому дело ограничилось рассматриванием великолепных зимних узоров за три дня до начала календарного лета.
Вот так необычно начался отпуск-2017. А все потому, что выехали на полсуток раньше, чем обычно. Впрочем, кто знает, решились бы мы выехать из Белоярского на эти полсуток позже, потому что его, Белоярский, вообще в тот день завалило снегом по самое... Короче, многим по пояс будет. Такая вот фигня вдогонку, да. 

 

Продолжение следует...

Добавить комментарий