"Поэт в России - больше, чем поэт" - писал в свое время Евгений Евтушенко. Наверное, обойденные авторским вниманием режиссеры были не очень довольны такими акцентами, поэтому отзывались о "выскочке" нелицеприятно:

"...режиссер Андрей Тарковский, по следам прочитанной поэмы "Казанский университет", так отзывался об ее авторе Евгении Евтушенко: "Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущев, и Брежнев, и девушки...". Отношения между "шестидесятником" от поэзии и "семидесятником" от кинематографа были натянутыми. Недолюбливал Евтушенко и его коллега, нобелевский лауреат и тоже эмигрант Бродский."

 

Ну, на разобщенность и скверный характер большинства российских "тварцов", мешающие им успешно окучивать российские просторы и российский бюджет, недавно сетовал еще Костя Райкин. Чем вызвал бурную дискуссию  среди своих коллег по цеху, измученных тотальным непониманием отечественным плебсом гениальных творческих идей и находок.

Как правило, идея о собственной "избранности" и "непонятой гениальности" время от времени наталкивается на суровую действительность, вызывая мощный когнитивный диссонанс в творческой тусовке, и неизбежно приводя к простейшему выводу про "не тот народ". Вот, например, истерика признанного в определенных кругах мэтра отечественного синематографа, по странному стечению обстоятельств оказавшегося в суровом Челябинске:

«Ситуация складывается так, что продвинуть фильм на телевидение нельзя. Здесь мы показываем на один сеанс и люди будут. А на второй будут? Не уверен. К сожалению, система проката в России не предполагает востребованности таких как я. У нас нет киносети, независимой от американцев. Но хорошо, давайте проведем эксперимент: вот вам кинотеатр, покажем русское кино. Сколько человек будет в зале? Десять. А сколько останется до конца фильма? Три. Прикормленное, развращенное визуальным товаром общество превращается в стаю волков — им нужна кровь. А если такой стаей становится целый народ?"

Идея показать русское кино - отличная! Только если кино на русском языке - это еще не означает, что оно русское, вот в чем проблема. И система проката тут совершенно ни при чем - она только отражает востребованность режиссера у зрителей, но такой вывод о себе Сокуров сделать уже не в состоянии. А все из-за вбитой в подкорку установки - если зритель не идет, значит - не тот зритель, народ. А кино - все равно гениальное, надо только найти подходящего зрителя:

«Каждый режиссер должен иметь возможность взять билет и работать там, где он может реализовать свои замыслы. Если нужно, я уеду и буду снимать там, где меня понимают. Я много фильмов сделал, где ни одного русского слова не звучит. Своим выпускникам я сказал: у кого есть возможность уезжайте.."

 Вот куда податься мятущемуся гению? При советской власти жизни и творчества не было - уезжайте! Рухнули оковы тоталитаризма, настала всеобщая свобода и демократия - опять жизни нету, уезжайте! Как говорил Жванецкий - "может, что-то в консерватории поправить?"

Но уезжать, почему-то, никто особо не торопится. Вряд ли на демократическом Западе к отечественным гениям будут относиться с таким терпением, выдержкой и пониманием - как у нас, на Руси, издавна относились к блаженным. 

Уж на что Владимир Владимирович занятой человек, а все равно несколько раз терпеливо объясняет одно и то же великому Александру Сокурову, который наивно просит выпустить своего украинского "побратыма по профессии" режиссера Сенцова, осужденного за терроризм:

"Вопрос был поднят на совместном заседании советов по культуре и искусству, а также по русскому языку. "Помогите, пожалуйста!" - просил Сокуров. "Мы должны исходить из того, что мы живем в правовом государстве, - подчеркнул он в ответ на настойчивые просьбы собеседника, - и вопросы такого рода, конечно, должны решаться судебной системой". Президент особо подчеркнул: "Что касается его творчества, то он осужден не за творчество".

Постоянно сетующие на бездействие законов, "тварцы" как будто забывают об этом, когда дело касается лично их или собратьев по цеху. Может, они считают, что если ты получил диплом режиссера, то и отношение к тебе должно быть не как к простым гражданам. И судить тебя должны по каким-то другим, высшим законам. Учитывать творческую профессию, даже если ты тупо собирался взорвать бомбу в толпе. Кстати, за других подельников Олега Сенцова Сокуров не просит - мелочь, плебс, низшее сословие.

"Поступите по-русски и по-христиански!"- настаивал Сокуров.

"Нельзя так поступить без решения суда", - не потерял терпение президент."

Кто-то скажет про наивность творческой личности, полностью оторванной от бренной действительности, и не представляющей всю подоплеку этого дела, эмоционально обращающейся к христианским чувствам главы государства. Как любил говорить Станиславский - не верю! Все обстоятельства дела широко освещались в сети, как с одной, так и с другой стороны. И если о мотивах, душевных страданиях Сенцова и компании можно спорить хоть до хрипоты, то наличие оружия, взрывчатки и намерений все это использовать по назначению - установленный факт.

А если "летчицу-наводчицу" Савченко еще как-то можно оправдать тем, что она совершила свое преступление на поле боя, в суматохе и горячке, то в случае с Сенцовым - планомерное приготовление к массовым убийствам мирных граждан и диверсиям. Это, как раньше говорили в Одессе, две большие разницы. 

"Кинорежиссер заметил, что такой "эмоционально простой молодой человек" как Сенцов просто не разобрался "в правовой коллизии".

Ну, осталось только пообещать, что он так больше не будет?

Добавить комментарий